Другие проекты



Цфасман – родоначальник жанра

Дата новости: 14 апреля 2022 г.

Игорь Вощинин, член Гильдии джазовых критиков России, член Союза журналистов России

В 2022 г отечественному джазу исполняется сто лет, и «Свежая» уже писала о концерте, организованном 1 октября 1922 г в Москве поэтом, танцором и переводчиком Валентином Парнахом с участием его «Первого в РСФСР «П эксцентрического оркестра, джаз-банда». Но в преддверии юбилея нельзя не упомянуть и выдающегося музыканта Александра Цфасмана, 115 лет со дня рождения которого исполнилось только что в декабре прошедшего года.

Запорожский парикмахер Наум на семилетие сына Шурика по еврейской традиции подарил ему детскую скрипочку. К чему это приведет и как повлияет на судьбу мальчика предвидеть было сложно, и в 1913 г никто не мог предположить, что Александр Наумович Цфасман войдет в историю отечественной музыки.

Говоря сегодня об этом замечательном пианисте и руководителе оркестров, приходится неоднократно употреблять прилагательное первый. Действительно, в марте 1927 г двадцатилетний студент консерватории создал первый профессиональный отечественный джаз-оркестр. Организованный им октет «АМА-джаз» стал сенсацией, играл в столице в саду «Эрмитаж» и ресторане «Колизей», а музыкальное издательство «Ассоциация московских авторов» предоставило оркестру помещение для репетиций. В 1928 г «АМА-джаз» выступил на радио- впервые советский джаз зазвучал в эфире, а в 1939-ом с участием оркестра вышла первая музыкальная телепрограмма. Тогда же в студии на Кузнецком мосту оркестр Цфасмана записал первую отечественную джазовую грампластинку. На одной стороне шеллакового диска зазвучала популярная пьеса Винсента Юманса «Аллилуйя», а на другой «Семинола» Гарри Уоррена. Любопытно вспомнить, что советский кинематограф сначала заиграл джаз, а потом уж заговорил. Ещё до выхода в 1931 г на экран первого звукового фильма «Путевка в жизнь» оркестр Цфасмана снялся в звуковом киноролике, который восторженно принимался зрителями перед демонстрацией основной программы. Цфасман стал и первым советским эстрадно-джазовым композитором, чьё сочинение «Интермеццо для кларнета с оркестром» исполнялось за океаном. В 1944 г его в подарок от автора получил и сыграл со своим биг-бэндом легендарный «Король свинга» Бенни Гудмен.

В формировании творчества Цфасмана ключевую роль сыграло его природное чувство джаза, которое не появляется в результате каких-то занятий, хотя полученное в московской консерватории академическое музыкальное образование сделало талантливого Александра одним из лучших советских пианистов. Но солидная часть его жизни и учебы пришлась на годы НЭПа, когда в стране появилось некоторое раскрепощение в культуре и искусстве. В моду тогда вошли западные танцы, близкие по своей ритмике подлинному джазу. Уже в начале творчества у музыканта можно было услышать и собственно джаз в его ранних формах-рэгтайме и инструментальном блюзе. Студент консерватории, увлекшийся новыми музыкальными звучаниями, начинает в них свои пианистические эксперименты, и даже пробует что-то сочинять сам. Именно в эти годы и появляется упомянутый выше «АМА-джаз». Причем, в отличие от джаз-банда Валентина Парнаха, демонстрирующего главным образом эксцентрические признаки нового «шумового» жанра, ансамбль Цфасмана был исключительно музыкальным и укомплектован профессионалами высокого уровня.

Дома за роялем, 60-е годы

Наряду с американскими джазовыми стандартами в репертуаре оркестра Цфасмана было много его собственных композиций. Достаточно вспомнить хорошо известные по записям на грампластинки пьесы «Джимми», «Счастливый дождик», «Радостный день», «Ожидание», или легендарную и до наших дней звучащую в разных версиях мелодию «Неудачное свидание». Помните- «Так значит завтра! На том же месте в тот же час…». А открывались концерты замечательной пьесой «Звуки джаза», ставшей своеобразной визитной карточкой оркестра. Этот список блестящих музыкальных миниатюр можно было бы продолжить: именно с ними популярность Александра Цфасмана в стране стала фантастической. Хотя композитор обращался и к сочинениям больших форм - писал оркестровые сюиты и фортепианные концерты, а также музыку для кино и театра.

В Большом зале Московской консерватории

Но Цфасман всё же в первую очередь был великим пианистом-виртуозом. Его мастерство приводило в восторг и далеких от джаза знаменитых музыкантов и педагогов - Нейгауза, Игумнова, Гольденвейзера. В игре Цфасмана сочетались экспрессия и изящество, и при этом он смог выработать свой неповторимый, мгновенно узнаваемый фортепианный стиль. В нем присутствовали красочность звуковой палитры, филигранная техника, энергия и мужественность тона, упругий и крепкий ритм, строгая логика голосоведения и гармонии с тончайшей отделкой фактуры.

Александр Цфасман с оркестром «Moscow Boys», 1935 год.

В 1945 г большим событием стало первое в Советском Союзе исполнение пианистом Цфасманом знаменитой «Рапсодии в стиле блюз» Гершвина, состоявшееся в Колонном зале Дома Союзов с оркестром, которым дирижировал Геннадий Рождественский. Концерт прошел с большим успехом, а сам пианист был безмерно счастлив и собственные ощущения выразил тремя словами: «Джаз, кажется, победил». Позже Цфасман неоднократно обращался и к другим сочинениям Джорджа Гершвина, а также Дюка Эллингтона: этих двух великих композиторов Цфасман считал непревзойденными мастерами всей американской музыки. А уже в шестидесятых годах Цфасман записался с «Рапсодией» и на грампластинку. После «АМА-джаза» в 1932 г у Цфасмана появился оркестр «Московские ребята», который затем увеличился до бэнда «троичного состава» - три саксофона, по три трубы и тромбона, три скрипки и ритм-группа. Звучали стилевые разновидности джаза- от диксиленда до свинга уже с элементами сольной импровизации. Оркестр в стране шел практически по джазовой целине и американский журнал «Veriety» удивлялся: «если учесть, что русские учились только по грампластинкам, то надо признать, что они делали чудеса». В 1939-46 г. Александр Цфасман был руководителем Государственного джазового оркестра Всесоюзного радиокомитета. Осенью 1941 г коллектив был эвакуирован в Куйбышев. Здесь, кроме выступлений на сцене и радиотрансляцией на всю страну и за её границы, малый состав по вечерам играл в ресторане «Гранд-Отель» («Жигули»). Автор этих заметок горд, что в 1956-ом ему довелось самому играть на том же рояле, за которым сидел Цфасман. Правда меня, тогда студента, как «кабацкого лабуха», за это исключали из комсомола. А весной 1942 г оркестр Цфасмана был отправлен для выступлений на фронте. Музыканты побывали в действующих подразделениях Красной Армии, играли и на передовой, прямо в окопах, где, разбившись на малые группы, радовали бойцов. Причем, самому Цфасману приходилось тогда брать в руки аккордеон, а в репертуаре стали преобладать песни советских композиторов, которые вошли в историю и исполняются до сих пор как песни войны. Вернувшись в Москву, оркестр продолжил работу на радио, выезжал в заводские цеха и на призывные пункты.

А.Н. Цфасман на Центральном фронте, июль 1942 год

Джаз-оркестр под управлением Александра Цфасмана на фронте

В творчестве Александра Цфасмана и его ансамблей можно проследить два направления. В первом был представлен инструментальный джаз со всеми его особенностями. Именно здесь, одновременно, пожалуй, ещё с Александром Варламовым, он был основателем и проводником этой разновидности музыкального жанра в стране. А второе направление вынужденно вкладывалось в рамки так называемого «советского джаза», создания и исключительного развития которого требовали партийные идеологи. Именно его они в стране победившего пролетариата призывали противопоставить обозначенному «ведущим музыковедом» Алексеем Пешковым «лошадиному ржанию, воплям ослов, хрюканью медной свиньи и кваканью огромной лягушки», доносящимся в виде джаза из-за океана.

Музыканты и композиторы, делая вид, что согласны с этими партийными доводами, всё же вынуждены были искать какие-то пути создания этого самого «советского джаза». В итоге в репертуаре называемых джазовыми оркестров появились, наверное, тогда действительно необходимые советскому человеку светлые и радостные песни, утверждающие социалистические идеалы и прославляющие счастливую жизнь. Родившийся жанр массовой песни стал результатом творчества талантливых авторов и исполнителей, но входил в жизнь он под именем «советского песенного джаза». Хотя Леонид Утесов откровенно признавал: «Мой джаз может быть назван джазом только по составу инструментов, но по существу это песенный и театрализованный оркестр». Цфасману тоже как-то приходилось выдерживать эту линию, хотя он все годы был наиболее близок к подлинно джазовому искусству. Во времена усиленной эстрадизации и компромистности жанра он старался оставаться верным уже признанным особенностям мирового джаза.

В этих заметках автор вспомнил известный и неоднократно обсуждаемый парадокс развития музыки только потому, что Александр Цфасман и здесь оказался в передовиках. Ему первому довелось ощутить на себе условия существования в стране джаза как самостоятельного жанра: отечественные оркестры многие годы вынужденно выходили на сцену с программами эстрадных шоу. И только уже в 60-70-х годах зритель, отправляющийся на концерт, названный на афише джазовым, мог надеяться, что не услышит в программе модных песнюшек, не увидит на сцене танцоров и фокусников и не услышит конферанса с бородатыми анекдотами про тещу.

В 1946 г Александр Цфасман оставил руководство оркестром Всесоюзного радио, а вскоре в СССР началась очередная кампания «борьбы с чуждым народу искусством и низкопоклонством перед Западом». Тогда появилось несколько партийных постановлений, первые из которых обвинили в безыдейности и даже в антисоветских проявлениях писателей Зощенко и Ахматову. Затем за «формалистическую» музыку оперы «Великая дружба» пострадал композитор Мурадели, а за «непонятые и непринятые народом» сочинения композиторы Шостакович, Прокофьев, Хачатурян и Мясковский. Трудно поверить, но учить этих подлинно великих авторов тогда пытались партийные чиновники от искусства. Досталось, конечно, и джазу. Под улюлюканья с цитатами «великого знатока джаза» Пешкова были разогнаны все оркестры с малейшими признаками эстрадно-джазовой музыки. Остался практически один оркестр Леонида Утесова, поскольку большевистские идеологи хорошо знали о любви товарища Сталина к записанному на грампластинках воровскому блатняку типа «Мурка», «Гоп со смыком» и «Одесского кичмана», звучащему под аккомпанемент утесовского «джазового» оркестра. В одном из партийных постановлений тогда писалось о реакционной музыке империалистов, об одурманивающем воздействии «чужого» джаза с его «духовным хаосом и отсутствием способности выражать идеи народа и пробуждать высокие человеческие чувства». Отечественные исполнители джаза были приравнены к идеологическим диверсантам.

Был тогда распущен и оркестр Всесоюзного радиокомитета. Сам Цфасман уже работал музыкальным руководителем театра «Эрмитаж», а также выступал как гастролирующий пианист и продолжал сочинять музыку. В пятидесятых Цфасман приезжал на гастроли и в Куйбышев. Один из его концертов проходил в клубе имени Дзержинского в 1957 г, когда автор этих заметок сам играл в эстрадно-джазовом оркестре Дзержинки. Концерт был аншлаговым, и нам, музыкантам клуба, довелось слушать пианиста, сидя на местах первее даже самых первых, а именно перед сценой в оркестровой яме.

В шестидесятых отечественный джаз вошел в новый этап своего развития. Произошло окончательное размежевание жанров джаза с эстрадной музыкой и песней. Биг-бэнды стали представлять программы подлинного свинга, появились малые составы современного импровизационного джаза. Творчество Александра Цфасмана проходило главным образом в предшествующий период, однако отечественный пионер жанра в новых условиях с большим уважением относился к музыке Тейтума, Гарнера, Питерсона, Брубека, да и известных российских коллег: «следует признать, что современный джаз – отнюдь не единое понятие: внутри жанра очень много различных направлений-от диксиленда, в котором сохранены законы ладово гармонического письма, до джаза-модерн и авангарда». Цфасман с интересом слушал новых музыкантов, принимал участие в жюри тогдашних фестивалей и конкурсов, хотя, как пианист при этом сохранял творческую индивидуальность, свой оригинальный стиль игры, оставаясь в музыке самим собой.

Поздравление от «Трудовых резервов» на юбилейном вечере в Союзе композиторов СССР, 17 декабря 1956 год

В 1956 г в Колонном зале Дома Союзов был проведен большой юбилейный концерт музыканта. Он оказался для Цфасмана не только творческим отчетом и подведением итогов пройденного пути. В шестидесятых он постепенно начал отходить от музыки и заниматься главным любимым хобби-разведением роз на дачном участке и игрой с друзьями в теннис. По воспоминаниям сына Роберта у музыканта, отошедшего от привычных дел, вроде бы становился несколько утраченным творческий потенциал. Видимо, сказалась усталость, скопившаяся в годы предыдущего интенсивного профессионального горения. Цфасман стал меньше и общаться с коллегами. Наверное, отход от активной жизни не мог не повлиять и на его физическое состояние, и в 1969 г его настиг инфаркт. Врачи «Кремлевки» смогли вернуть музыканту здоровье, однако в феврале 1971 г после нового сердечного приступа он ушел из жизни.

Конечно, творчество джазового пионера не могло быть не отмечено. Ещё в 1957 г он стал среди эстрадников первым заслуженным артистом России, а в 1998-ом его имя было помещено на «Площадь Звезд». Неоднократно проводились концерты памяти музыканта, а его мелодии в разных исполнительских версиях звучат и сегодня. В 2000 г фирма «Мелодия» выпустила в формате CD большой звуковой альбом с лучшими композициями Цфасмана. Первой женой Цфасмана была американка Гертруда Грандель, и в тридцатых близкие друзья при встрече спрашивали его: «Ты ещё здесь, не уехал?» «Живу по старому адресу, а не уехал, поскольку троллейбус «Б» на Садовом кольце ходит только по кругу» -, отшучивался музыкант. К счастью замкнутость маршрута сохранила стране выдающегося профессионала, а наследие всего, что сделал Александр Наумович Цфасман, и сегодня отчетливо проявляется в творчестве многих современников.

Джаз-оркестр Александра Цфасмана – Весёлая прогулка

Джаз-оркестр Александра Цфасмана – Неудачное свидание

Джаз-оркестр Александра Цфасмана – Хорошо

Александр Цфасман – Звуки джаза

ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ:

Оставьте комментарий



* — Поля, обязательные для заполнения