Другие проекты



Курский фестиваль «ДЖАЗ – 67» — статья «Поединок ритмов»

Дата новости: 13 апреля 2022 г.

О. ГУДКОВА, музыкальный обозреватель.

Несколько лет назад как-то само по себе среди музыкальной молодежи Курска возникло увлечение завораживающими ритмами и необычными гармониями джаза. Так же постепенно стали возникать ансамбли. Ребята с увлечением и большим интересом знакомились с произведениями классиков джазовой музыки Л. Армстронга, Д.Эллингтона, Д. Хэндерсонна, Дж. Гершвина, сами пробовали их исполнять.

Шло время. А вместе с ним – упорнейшие репетиции и, конечно, обсуждения новых произведений, записей, поездки в Москву, Ленинград, Таллин для участия в джазовых фестивалях (пока что в качестве слушателей). И сегодня мы можем сказать: в Курске есть талантливые джазовые музыканты, создатели интересных ансамблей. Говоря о нашем джазе, нельзя обойти молчанием его «ветеранов». Это Юрий Черняев, Борис Прусаков, Леонид Винцкевич, Владимир Козлов, Юлий Чебышев, Борис Поваляев и Владимир Тихонов. Приятно, что все «ветераны» молоды.

Юрий Черняев

Борис Прусаков

Леонид Винцкевич

Владимир Козлов (гитара), Юрий Крайнев (труба) и Владимир Халин (альт-саксофон).

Всё наше время в этот день было отдано музыке. Программа вечера состояла из классических джазовых произведений, обработок современных песен, импровизационного джаза и собственных композиций участников.

Фестиваль открылся выступлением квинтета Дома офицеров. В его составе: руководитель – Г. Локтионов (фортепьяно), С. Марковчин (труба), Б. Прусаков (контрабас), В. Исаков (тромбон), В. Донской (ударные). Интересно исполняли музыканты «вальс для Наташи» композитора Сермакашева. Свою композицию «Геннадий» Б. Прусаков посвятил руководителю ансамбля Г. Локтионову.

Отзвучали последние гармонии этой пьесы, и лирическая грусть уступила место темпераменту, яркости трио пединститута: М. Вусович (фортепьяно) – руководитель, В. Леонов (контрабас), В. Протопопов (ударные). Трио – самый малый джазовый состав. Поэтому от музыкантов требуется особое мастерство, умение обостренно чутко слушать каждого исполнителя и ансамбль в целом. Эмоциональность, свежесть и непосредственность присущи этому молодому трио.

Владимир Протопопов

Успех выпал и на долю квинтета музыкального училища. Его руководитель – тромбонист Ф. Калабухов. Остальные участники ансамбля – В. Попов (саксофон), В. Лебедев (электрогитара), В. Локтев (контрабас), В. Белоусов (ударные). В исполненных квинтетом произведений запомнились выразительные импровизации тромбона и саксофона. Несомненно, это талантливый ансамбль, проявивший профессиональное мастерство, тонкое ощущение джазовой специфики.

Но вот на эстраде квартет Леонида Винцкевича. Состав небольшой, но сколько у него темперамента, энергии, вдохновения и артистизма! Звучит пьеса Сильвера «Далекий Север». Судя по названию произведения, мы пытаемся представить его «ледяной» колорит. Люди Севера любят своё солнце, необозримые просторы, радуются каждому живому существу. Всё это удалось «ощутить» и понять благодаря удачной трактовке пьесы исполнителями.

Одним из самых значительных и запоминающихся было выступление Ю. Черняева (фортепьяно). Этот небольшой ансамбль (в его составе также С. Пинский – контрабас и А. Ушаков – ударные) ещё раз продемонстрировал зрелость и самостоятельность творческого мышления. Их игре присущи благородство эмоций, яркость музыкальных образов и изобретательность фактуры в соственныхкомпозициях. Самой оригинальной пьесой вечера стали вариации на тему Семёна Пиского «Эхо Древней Руси». В их основу положены славянские гармонические обороты, русские напевы.

Ю. Черняев покорил слушателей не только как пианист, но и как автор интересной пьесы «Дань блюзу». Это своеобразный, ищущий музыкант. Хорошее владение инструментом позволяет ему подняться на высокую ступень мастерства. Тема его композиции ярка по тембровой окраске и фактуре. Обогащенная динамической разработкой, она становится еще более привлекательной, и при каждом новом проведении неизменно вызывает восторженный отклик аудитории.

Однако, не все ансамбли в своих выступлениях были столь же яркими. Некоторым сопутствовала явная неудача. Здесь стоит упомянуть оба состава мединститута. Первому составу (три электрогитары плюс ударные) присуще совершенное безразличие к законам звуковых градаций. Второй состав (руководитель В. Сидорец) тоже мало чем порадовал. Отсутствие свинга, равномерности ритма – вот что лишило этот секстет творческой непринужденности.

Ансамбль медицинского института

Несколько вяло прошло выступление квартета политехнического института. В его программе среди других произведений «Колыбельная» Дж. Гершвина. Здесь чувствовалась неотработка деталей, непродуманность логики своей интерпретации. Однако этот ансамбль нельзя сравнить с двумя предыдущими. Квартет политехников, безусловно, одаренный и интересный коллектив.

ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ:

Оставьте комментарий



* — Поля, обязательные для заполнения