Другие проекты



Курский фестиваль «ДЖАЗ – 67» — статья «Эхо мелодий»

Дата новости: 13 апреля 2022 г.

Автор статьи: А. Тюленев

Кажется, канули в Лету те времена, когда в нашей стране джаз предавали анафеме. И всё же даже сейчас, нет-нет, а его сторонники чувствуют иногда на себе неприязненные взгляды рутинеров от искусства. Если в крупных джазовых центрах Советского Союза – Москве, Ленинграде, Риге, Таллине, Новосибирске и других – это не так сильно ощущается, то в Курске, делающем только первые шаги, многие при слове «джаз» стыдливо опускают глаза, словно упомянули о чем-то неприличном.

Но нам, видимо, не стоит ломать копья в защиту джаза. Тем более, он в этом сам не нуждается. К джазу тянется курская молодёжь, и от этого никуда не уйти. А второй джазовый фестиваль в нашем городе, который фактически можно назвать первым, во весь голос, чётко и ясно заявил о довольно-таки прочных позициях курского джаза.

Впервые в Курске были определены лучшие джазовые ансамбли. По единодушному мнению членов жюри, в которое входили музыканты, преподаватели политехнического института, представители горкома комсомола и «Молодой гвардии», лауреатом фестиваля признан квартет Леонида Винцкевича, второе место по праву заняло трио Юрия Черняева. Третьим призером фестиваля стал квинтет Дома офицеров. Все эти ансамбли награждены призами оргкомитета, редакции «Молодой гвардии» и горкома ВЛКСМ.

Были названы и лучшие солисты фестиваля «ДЖАЗ – 67». Ими стали: яркий пианист Юрий Черняев, темпераментный саксофонист Юлий Чебышев, лиричный Борис Прусаков (контрабас) - их вы видите на снимках, а также невозмутимый Владимир Протопопов (ударные) и техничный тромбонист Вячеслав Исаков. Особенно трудно пришлось жюри при выявлении первого пианиста. На это звание претендовали по крайней мере пять музыкантов, достойных друг друга.

Борис Прусаков

Владимир Протопопов

Юрий Черняев

Алик Ушаков и Семён Пинский

Интересно, что большинство участников фестиваля - не профессиональные музыканты, а любители. В основном это студенческая молодёжь. Приятно было видеть среди исполнителей нашего рабочего класса и армии. Так, в трио Ю. Черняева сам руководитель – экономист, ударник Алибек Ушаков – слесарь, а контрабасист Семён Пинский военнослужащий.

Но, несмотря на любительский характер фестиваля, качество исполнения находилось на весьма профессиональном уровне. Правда, следует отметить и некоторые погрешности. Чувствовалось увлечение звучностью в ущерб музыкальности. Этот недостаток был присущ почти всем участникам. У многих не отработано чувство ансамбля, и такая разобщенность нередко не позволяла донести до слушателей, что исполнители хотели сказать со сцены. Что касается численного состава ансамблей, то джаз явно тяготеет к малым формам – трио, квартетам, а отсюда, может быть, исходит относительный неуспех больших коллективов.

Характерным для фестиваля «ДЖАЗ – 67» явилось не только то, что музыканты-любители играли профессионально, но и то, что они нашли среди зрителей благодарную, отзывчивую и грамотную (в отношении джаза) аудиторию, которая чутко реагировала на тончайшие нюансы исполнения. Ещё больше поразило необычно доброжелательное отношение соперников друг к другу. Конкуренты, сидящие в зале, первыми аплодировали успеху тех, кто был на сцене, и первыми огорчались их неудачам. Всё это говорило за то, что на фестивале присутствуют единомышленники, а не соперники.

Репертуар. Честно говоря, он оказался не из лучших. И дело вовсе не в том, что участники фестиваля насытили свою программу произведениями западных классиков джаза. Даже в этом смысле музыканты не сумели подобрать наиболее выгодные композиции. А ведь им надо помнить, что каждое их выступление должно быть пропагандистским.

До обидного мыло мы услышали импровизаций на темы советских композиторов. Где же Блантер, Соловьев-Седой, Дунаевский и их чудесные мелодии, которые они подарили миру? Хочется верить, что создатели курского джаза найдут и к ним дорогу.

Приятным откровением явились собственные пьесы курян: «Геннадий» Б. Прусакова, «Эхо Древней Руси» С. Пинского, «Дань блюзу» и «Легкая грусть» Ю. Черняева. Из этих четырёх композиций особенно выделяются «Эхо Древней Руси» и «Дань блюзу». Не зря произведение С. Пинского признано лучшим на этом фестивале, а с Ю. Черняев, благодаря своей пьесе стал первым среди пианистов.

Фестиваль окончен, и теперь все прислушиваются к тому, как прозвучит его эхо. Мы надеемся, что курский горком комсомола поддержит молодых энтузиастов и поможет им создать и наладить работу клуба джаза. Эхо фестиваля зависит и от руководителей предприятий и учебных заведений нашего города. В этом отношении перед нами блестящий пример политехников. В самом молодом вузе Курска музыкантов поддержали и ректор, и преподаватели, и комитет комсомола. Если так же отнесутся к любителям джаза и в других учебных заведениях (особенно в музыкальном училище), в недалёком будущем в Курске будет создан городской клуб джаза, и мы услышим о выступлениях курян на фестивалях в других городах страны.

Джаз-клуб в Доме офицеров, где играли лучшие музыканты Курска на танцевальных вечерах по пятницам и субботам

Юрий Черняев и Борис Прусаков

Юрий Черняев

ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ:

Оставьте комментарий



* — Поля, обязательные для заполнения